Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса
Данная программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 14 классов разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), учитывает целевые
ориентиры Примерной программы воспитания, а также структуру и содержание Единой
рамки компетенций по финансовой грамотности и
со следующими нормативноправовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023
годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017
г.
№ 2039-р;
- Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821 -10
«Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О
направлении
методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности»;
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» реализует социальное
направление внеурочной деятельности на уровне начального общего образования и
нацелена на создание основ для формирования финансово грамотного поведения
учащихся.
Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной
грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии
повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы»,
определяющей необходимость разработки и внедрения образовательных программ
повышения финансовой грамотности для начального общего образования, финансовая
грамотность понимается, как «сочетание осведомлённости, знаний, умений и
поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в
конечном итоге для достижения финансового благосостояния».
Дети младшего школьного возраста в своей повседневной жизни уже вовлечены в
элементарные финансовые отношения: они обмениваются друг с другом личными
предметами, совершают простые покупки, подсчитывают деньги, иногда дают или берут
деньги в долг, копят деньги на определенную цель. При этом бытовая (житейская)
финансовая грамотность младших школьников нередко несёт в себе некритично
воспринятый опыт сверстников, стихийно сложившиеся финансовые привычки,
навязанные извне стереотипы финансового поведения окружающих. Современные
цифровые технологии обеспечивают мгновенность принятия финансовых решений (в

один клик), которые могут обернуться финансовыми проблемами не только для ребёнка,
но и для всей его семьи.

Цели изучения учебного курса «Финансовая грамотность»
Изучение учебного курса «Финансовая грамотность», соответствует потребностям и
интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих
целей:
—
осознание роли труда, денег и отношений людей, опосредованных деньгами,
на основе целостного взгляда на окружающий мир; освоение финансовых,
математических, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании данного учебного курса;
—
развитие осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей,
необходимых для принятия успешных финансовых решений в реальной учебной и
жизненной практике;
—
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России,
понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов России; освоение
младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих
ценностей, законов и правил построения финансовых отношений в социуме; духовное
обогащение обучающихся;
—
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия
гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально- положительного
отношения к природным ресурсам и их бережливому потреблению в соответствии с
экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Содержание учебного курса сформировано на основе выделения тех областей
финансовой грамотности, в которых младшие школьники уже осуществляют
элементарные финансовые действия в своей повседневной жизни и которые обеспечивают
освоение грамотных способов действий в решении финансовых задач, социально и
личностно значимых для детей 7–10 лет. В 1 классе к таким содержательным областям
относятся «Обмен», «Деньги» и «Как грамотно делать покупки»,
в 2-4 классах
«Доходы», «Расходы» и «Экономия, сбережения и накопление»; «Семейный бюджет»,
«Личный бюджет» и «Благотворительность». Данные содержательные области задают в
каждом классе достаточно широкий общий контекст, организующий множество
разрозненного фактического и исторического материала, элементы житейского и учебного
опыта младших школьников в целостную картину.
Задачи:
- ознакомление с базовыми терминами финансовой грамотности;
- способствовать формированию мотивации экономически и финансово грамотного
поведения в повседневной жизни;
- способствовать повышению уровня коммуникативности и самопрезентации.
Место курса «Финансовая грамотность» в учебном плане
Обучение финансовой грамотности является важнейшей составляющей начального
общего образования. На изучение курса «Финансовой грамотности» в начальной школе

отводится по 1 ч в неделю: в 1 классе — 33 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — 34 ч
(34 учебные недели).
Программа будет реализована как в рамках внеурочной деятельности
Основные формы и виды деятельности обучающихся: учебная, проектная, игровая
(ролевые, дидактические, ситуационные, деловые игры), рефлексивно-оценочная,
регулятивная, коммуникативная (проблемно- ценностные дискуссии со сверстниками и
взрослыми), моделирование, анализ ситуаций, наблюдение и др.
Курс «Финансовая грамотность» ориентирован на формирование и развитие
универсальных учебных действий, применение полученных знаний в повседневной жизни
детей младшего школьного возраста.
Содержание учебного курса «Финансовая грамотность»
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. В
программе предусматривается определенная последовательность прохождения тем.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Формы организации занятий
внеурочной деятельности при реализации программы «Финансовая грамотность»
основаны на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах. При организации
занятий по программе внеурочной деятельности используются: рассказы, беседы (в том
числе с приглашенными специалистами), экскурсии, просмотр и обсуждение
видеосюжетов, моделирование и разбор социально-экономических ситуаций, решение
различных простейших задач и с экономическим содержанием. Также широко
применяются игры и их модификации, творческие работы (проекты, конкурсы, коллажи),
ИКТ-технологии.
1 класс
Раздел 1. Что такое деньги и откуда они взялись? (10 ч)
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с понятием «Финансовая грамотность».
Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими
финансами и избегать ошибок. Что отличает финансово грамотного человека. Финансовая
грамотность – средство, а не цель! Как стать финансово грамотным человеком.
Тема 2. Что такое деньги?
Знакомство младших школьников с понятием денег, выявление уже имеющихся
знаний. Форма организации: беседа, чтение рассказа «Что такое деньги?», автор Петр
Кошель.
Тема 3. Как появились деньги. Появление обмена товарами.
Знакомство с историей возникновения первых денег. Правила обмена товарами.
Форма организации: просмотр видеосюжета, беседа.
Тема 4. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидацией.
Обучающиеся в процессе образно-ролевой игры познакомятся с товарами высокой
ликвидации. Форма организации: чтение рассказа «Первые деньги», автор Петр Кошель,
обсуждение, игра.
Тема 5. Свойства драгоценных металлов.
Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их
удобными товарными деньгами. Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета.
Тема 6. Появление первых монет.
История возникновения первых монет. Материал для изготовления монет. Форма
организации: чтение рассказа «Первые монеты», «Первые металлические деньги», автор
Петр Кошель, обсуждение, проект Газета.
Тема 7. Первые монеты разных государств.
Появление первых монет в разных государствах. Форма организации: беседа,
просмотр мультимедийной презентации, решение кроссворда.

Тема 8. Викторина «Что такое деньги и откуда они взялись?»
Интерактивная викторина, направленная на закрепление и обобщение полученных
ранее знаний о деньгах и истории их возникновения.
Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (6 ч)
Тема 1. Устройство монеты.
Форма монеты. Что такое аверс, реверс и гурт. Форма организации: просмотр
видеосюжета, обсуждение, мини-исследование.
Тема 2. Изобретение бумажных денег.
Появление первых бумажных денег в Китае в VIII веке. С какими событиями это
связано. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, решение
кроссворда.
Тема 3. Защита монет и бумажных денег от подделок.
Знакомство с мерами защиты денег от подделок в старину и в современном мире.
Повторение, что такое аверс, реверс и гурт и для чего на монетах делали насечки и
ставили точки. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. И почему подделки иногда
бывают лучше оригинала. Форма организации: беседа, практикум.
Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (10 ч)
Тема 1. Древнерусские товарные деньги.
Знакомство с древнерусскими товарными деньгами. Форма организации: беседа,
просмотр мультимедийной презентации.
Тема 2. Клады. «Меховые деньги».
Что такое клады. Меховые деньги славян. Первоначально деньгами служили меха
ценных пушных зверьков. Со временем меховые деньги были вытеснены серебром, но
серебряные денежки надолго сохранили название меховой денежной системы. Форма
организации: беседа, просмотр видеосюжета.
Тема 3. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Знакомство с историей появления таких слов, как «деньги», «рубль», «копейка».
Форма организация: беседа, чтение рассказа «Русский рубль», автор Петр Кошель,
решение кроссворда.
Тема 4. Первые русские монеты.
Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль.
Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Форма организации: беседа, информационный
проект «Путешествие Копеечки».
Тема 5. Пословицы и поговорки про деньги.
Пословицы и поговорки живут в народе, как зеркало различных сторон жизни и
исторических событий. В них – вывод, позиция, умозаключение, народная мудрость,
лаконичный жизненный совет о том, как принимать решения (в том числе финансовые),
какие правила могут стать основой культуры каждого человека и семьи, культуры
финансового поведения. Именно в семье формируются правильное отношение к труду и
деньгам, впоследствии эти жизненные установки передаются последующим поколениям.
Форма организации: коллективный творческий проект «Картотека: Пословицы и
поговорки о деньгах».
Тема 7. Дизайн купюры сказочной страны.
Творческий проект по изготовлению купюры сказочной страны.
Раздел 4. Современные деньги России и других стран (7 ч)
Тема 1. Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные
иностранные деньги.
Знакомство с современными деньгами различных стран мира. Форма организации:
просмотр видеосюжета, обсуждение, решение ребусов.

Тема 2. Современные деньги России.
Знакомство с современными деньгами России. Модификация современных денег.
Интересные факты. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации.
Тема 3. Появление безналичных денег.
Что такое безналичные деньги. История их появления. Проведение безналичных
расчетов. Форма организации: беседа, сюжетно-ролевая игра.
Тема 4. Банк. Функции банкоматов.
Банк, банкомат, банковская карта. Форма организации: беседа, чтение рассказа
«Что такое банк?», автор Петр Кошель.
Тема 5. Наличные, безналичные и электронные деньги.
Привычные нам монеты и банкноты неумолимо сменяются безналичными
расчетами, операциями с использованием электронных денег. Новейший тренд – развитие
криптовалют. Могут ли ценные бумаги выполнять роль денег? Форма организации:
беседа, просмотр видеосюжета.
Тема 6. Итоговое занятие «По ступенькам финансовой грамотности».
Игра по станциям, направленная на закрепление полученных знаний на занятиях по
финансовой грамотности, применение их в решении логических и творческих заданий.
2 класс
Раздел 1. Откуда в семье деньги (12 ч)
Тема 1. Откуда в семье деньги? Клады, лотереи, наследство.
Выяснение уже имеющихся у детей знаний о том, откуда в семье появляются
деньги. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Форма
организации: беседа, практические задания.
Тема 2. Заработная плата. Мини-исследование «Основные доходы в семье».
Основным источником дохода современного человека является заработная плата.
Размер заработной платы зависит от профессии. Форма организации: беседа, просмотр
видеосюжета, обсуждение, мини-исследование «Основные доходы в семье».
Тема 3. Пенсии, пособия, стипендии.
Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с
детьми и безработным. Форма организации: беседа, практические занятия.
Тема 4. Аренда и проценты в банке, кредиты.
Кто такой собственник, и как он получает арендную плату и проценты. Что такое
проценты по вкладам. Виды кредитов, условия получения. Форма организации: беседа,
сюжетно-ролевая игра.
Тема 5. Инсценировка сказки «Заработанный рубль».
Просмотр грузинской видео-сказки «Заработанный рубль», ее инсценировка.
Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч)
Тема 1. На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают
обязательными и необязательными. Форма организации: беседа, просмотр
мультимедийной презентации.
Тема 2. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин».
Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать
сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы,
деньги можно взять в долг. Форма организации: просмотр видеофрагмента, обсуждение,
сюжетно-ролевая игра.
Тема 3. Цена вредных привычек в семейном бюджете.
Подсчет расходов семьи на «вредные привычки», анализ, определение и оценка
вариантов повышения личного и семейного доходов. Форма организации: беседа, деловая
игра «Семейный бюджет».

Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (7 ч)
Тема 1. Расходы и доходы. Считаем деньги.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной
презентации, практические задания.
Тема 2. Что такое экономия? Кого называют банкротом?
Знакомство с понятием экономия, банкротство, банкрот. Форма организации:
беседа, сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами, практические задания.
Тема 3. Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный
бюджет».
Что такое управление деньгами. Советы. Форма организации: беседа, игра
«Распредели семейный бюджет», практические задания.
Раздел 4. Как делать сбережения (9 ч)
Тема 1. Что такое сбережения?
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения,
вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Форма организации: беседа,
просмотр мультимедийной презентации, практические задания.
Тема 2. Куда и как откладывать деньги?
Как научится откладывать деньги. Способы накопления денег. Банковский вклад.
Копилка. Недвижимость. Коллекционирование. Форма организации: беседа, просмотр
видеофрагмента.
Тема 3. Как делать сбережения? «Путешествие в страну Капиталия».
Виды и формы сбережений. Правила пользования сбережениями. Капитал. Форма
организации: беседа, практикум, сюжетно-ролевая игра «Путешествие в страну
Капиталию».
Тема 4. Итоговый проект «Семейный бюджет моей семьи».
3 класс
Раздел 1. Откуда в семье деньги? (16ч)
Тема 1. Откуда деньги в семье?
Выявление уже имеющихся знаний у детей, как можно заработать деньги, как ещё
деньги могут появиться в семье. Форма организации беседа.
Тема 2. Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.
Дополнительным заработком может быть выигрыш в лотерею, нахождение клада
или же получение наследства. Форма организации: просмотр видеосюжета, обсуждение.
Тема 3. Основной источник дохода современного человека.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата.
Размер заработной платы зависит от профессии.
Тема 4. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.
Современный человек выбирает себе профессию сам. Работа на постоянной основе
или же каждый раз поиск новой работы. От этого зависит и получение заработной платы.
Форма организации: беседа, практические занятия.
Тема 5. Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям
с детьми и безработным.
Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с
детьми и безработным. Форма организации беседа, практические занятия
Тема 6. Пенсия. Стипендия. Пособие.
Как государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с
детьми и безработным. Форма организации беседа, практические занятия
Тема 7. Денежный займ.
При нехватке денег их можно взять взаймы.

Тема 8. Имущество. Аренда.
Дополнительным заработком может являться сдача своего имущества в аренду.
Примеры того, что можно сдать в аренду. Форма организации: беседа, диспут.
Тема 9. Проценты по вкладам. Кредиты.
Что такое проценты по вкладам. Виды кредитов, условия их получения. Форма
организации: беседа, игра.
Тема 10. Мошенничество.
Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Виды
мошенничества. Просмотр видеосюжета
Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч)
Тема 1. Обмен денег на товары и услуги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают
обязательными и необязательными.
Тема 2. Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.
Дать определение понятия Расходы. Объяснять, что влияет на намерения людей
совершать покупки. Для чего мы расходуем свои средства. Сколько средств тратится на
продукты и коммунальные платежи. Просмотр мультимедийной презентации.
Тема 3. Обязательные и необязательные расходы.
Различать планируемые и непредвиденные расходы. Сравнение покупки по
степени необходимости. Форма организации: беседа, сюжетно ролевая игра.
Тема 4. Сбережения.
Как появляются сбережения. Для чего нам нужны сбережения. Форма организации:
Игра
Тема 5. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Большинство денежных средств тратится на наши любимые хобби и вредные
привычки. Поэтому мы берем в долг, занимаем деньги у знакомых. Форма организации:
беседа.
Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (5 ч)
Тема 1. Бюджет – план доходов и расходов.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем. Форма организации: практическое занятие.
Тема 2. Учет доходов и расходов.
Причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов
семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и
услуги. Форма организации: мультимедийная презентация.
Тема 3. Сравниваем доходы и расходы.
Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и
расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения,
описывать последствия превышения расходов над доходами.Форма организации:
просмотр видеосюжета, огбсуждение.
Тема 4. Способы экономии.
Какие способы экономии денежных средств существуют, анализ и сравнение,
нахождение более выгодного и доступного способа экономии.
Тема 5. Игра по станциям «Как умно управлять своими деньгами».
Раздел 4. Как делать сбережения ( 7ч)
Тема 1. Превышение доходов над расходами. Сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения,
вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Форма организации:
мультимедийная презентация, обсуждение.

Тема 2. Копилки.
Накопление денежных средств с помощью копилок. Виды копилок. Форма
организации: просмотр видеосюжета.
Тема 3. Банковский вклад. Недвижимость.
Доходы от банковских вкладов. Покупка и продажа недвижимости. Форма
организации:беседа.
Тема 4. Ценные бумаги.
Виды ценных бумаг, их применение. Форма организации: викторина.
Тема 5. Акции. Дивиденды.
Что такое акции, как ими пользоваться. Понятие дивиденды. Форма организации:
беседа, кроссворд
Тема 6. Проект «Как умно управлять своими деньгами и как делать
сбережения».
4 класс
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? (11ч)
Тема 1. История появления денег. Товарные деньги.
Где и как впервые появились деньги. Товарные деньги облегчают процесс обмена.
В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными
деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с
проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги.
Покупательная сила денег может меняться. Форма организации: беседа, просмотр
видеосюжета.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в
Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты
имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные
монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При
образовании централизованного государства монеты стали едиными. Форма организации:
чтение рассказа, обсуждение.
Тема 3. Мини-исследование «Монеты Древней Руси».
Тема 4. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные
деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при
Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные
деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Форма организации: просмотр мультимедийной презентации, решение кроссворда.
Тема 5. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги
(процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются
информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Тема 6. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?
Дать определение дебетовая карта, кредитная карта, сравнить их, найти разницу.
Какими картами пользуются чаще и почему. Форма организации: деловая игра.
Тема 7. Исследование «Деньги современности».
Тема 8. Валюты. Валютный курс.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты.
Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных
валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых
хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов.
Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Тема 9. Интерактивная викторина «Деньги».

Интерактивная викторина направлена на закрепление и обобщение полученных
знаний
Тема 10. Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье? (5ч)
Тема 1. Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата.
Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Форма
организации: беседа.
Тема 2. Как заработать деньги?
Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли.
Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник
может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит
предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам,
студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Форма организации: сообщения детей, обсуждение.
Тема 3. Потребительская корзина. Прожиточный минимум.
Что такое прожиточный минимум, как его высчитать, зачем он нужен. Что такое
потребительская корзина. Как рассчитать потребительскую корзину своей семьи. Форма
организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, обсуждение.
Тема 4. Вот я вырасту и стану…
Написание проекта кем я стану, когда вырасту. Форма организации: проект.
Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (7ч)
Тема 1. На что семьи тратят деньги. Классификация расходов.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные
услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых,
развлечения и пр.
Тема 2. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы.
Дать определение ежемесячным и ежегодным расходам. Объяснять причины, по
которым люди делают покупки. Описывать направления расходов семьи. Рассчитывать
доли расходов на разные товары и услуги.
Тема 3. Обязательные расходы. Желательные расходы.
Чем обязательные расходы отличаются от желательных. Просмотр
мультимедийной презентации, обсуждение.
Тема 4. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Переменные расходы, их классификация, и примеры. Сезонные расходы, примеры
и классификация. Форма организации: мультимедийная презентация, обсуждение.
Тема 5. Воздействие рекламы на принятие решений о покупке.
Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждение воздействие рекламы и
промоакций на принятие решений о покупке. Форма организации: экскурсия, обсуждение.
Тема 6. Составление собственного плана расходов.
Раздел 4. Деньги счет любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал (11ч)
Тема 1. Как правильно планировать семейный бюджет?
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем. Из чего состоит семейный бюджет. Форма организации:
беседа, просмотр мультимедийной презентации.
Тема 2. Как тратить с умом?
Тема 3. Мини-исследование «Примерный бюджет школьника».

Практическое занятие: рассчитываем, сколько денежных средств понадобится
школьнику на неделю/месяц.
Тема 4. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Как сэкономить, чтобы появились дополнительные денежные средства. На что их
можно потратить, а можно отложить, на что то важное. Форма организации: беседа,
просмотр мультимедийной презентации.
Тема 5. Если расходы превышают доходы, образуются долги.
Что необходимо сделать, чтобы не было долгов, метомы и приемы. Форма
организации: беса, просмотр видеосюжета.
Тема 6. Игра «Древо решений».
Тема 7. Товары и услуги.
Товары и услуги в маркетинге. Уровни товара, виды товара. Виды услуг. Форма
организации: просмотр видеосюжета, деловая игра «Услуги, товары»
Тема 8. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия».
Тема 9. Творческий проект «Мое предприятие».
Тема 10. Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»
Заключительное занятие по ступенькам финансовой грамотности.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Финансовая грамотность»
на уровне начального общего образования
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
В результате изучения курса «Финансовая грамотность» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение фактов из истории появления российских денег, развития между людьми
обмена, торговых и финансовых отношений, осознания материальных и нематериальных
богатств России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление интереса к истории и традициям своей многонациональной страны, уважения
к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе правилах финансовых
отношений между людьми;
- мотивация на достижение личных финансовых целей и общих финансовых целей
семьи;
- мотивация на исполнение своих обязанностей дома и в школе; духовнонравственное воспитание:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный опыт, в том числе опыт повседневных финансовых решений и поступков;

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе к
нуждающимся людям;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям, в том числе обмана в финансовых отношениях,
преследования личной корысти и игнорирования интересов других людей;
- осознание необходимости ограничивать свои желания;
- проявление ответственности за потребление общих ресурсов семьи;
эстетическое воспитание:
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде, в том числе информационной безопасности;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов самовыражения;
трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе, ответственное потребление ресурсов;
-неприятие действий, приносящих вред экологии, природе; ценности научного
познания:
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления об обмене, зарождении денег и финансовых отношений
как одной из составляющих целостной научной картины мира);
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
финансовой грамоты, развитию умений принимать успешные финансовые решения,
активность и самостоятельность в познавательной деятельности;
- осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей изменения
этих привычек при формировании финансово грамотного поведения;
- проявление уверенности при оплате простых покупок;
- мотивация на сравнение цен при покупке повседневных товаров, мотивация на их
покупку по приемлемой для себя цене;
- готовность обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых товаров и услуг;
- мотивация к учету и планированию своих доходов (то есть карманных денег,
которые ребенок получает от взрослых) и расходов, распределению доходов по
направлениям расходов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные УУД:
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления простой финансовой информации;
- использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации,

установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением
человека и его благосостоянием;
- построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к
изученным финансовым понятиям;
использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для
решения финансовых задач;
- владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового
характера.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в
малых группах: формулировать проблему,
разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый
продукт;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в
зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
- определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
- постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в
соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых
знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и
оценка результата;
- оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения
элементарных финансовых задач;
- корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта
выявленных ошибок;
- корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников,
учителей, родителей;
- использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой
задачи.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении
учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и
корректировать его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в
устной и письменной форме;
- умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и право
каждого иметь своё мнение;

- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
финансовых действий и решений;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное
финансовое поведение и поведение окружающих.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в
обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ изучения курса «Финансовая грамотность»:
- правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги,
покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк,
банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет,
банковский вклад);
- понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
- понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;
- умение приводить примеры товарных денег;
- умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
- понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
- умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт
и пластиковая карта;
- умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры
регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры
обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и
непредвиденные расходы;
- умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на
условных примерах;
- умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут
кредиты;
- знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение
приводить примеры пособий;
- умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, диаграмма);
- объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные
при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и
структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций
обучающихся. Принципы оценки следующие.

1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не
являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного
уровня духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным
основанием при оценке качества образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и
включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной
деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности
духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как
опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся .
3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного
учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и
метапредметных результатов.

Тематическое планирование учебного курса «Финансовая грамотность»
1 класс
№ п/п

Тема

Теория Практика

Всего
часов

Раздел 1. Что такое деньги и откуда они взялись? (10 ч)
1.

Вводное занятие. Знакомство с понятием
«Финансовая грамотность».

1

1

2.

Что такое деньги?

1

1

3.

Как появились деньги. Появление обмена товарами.

1

1

4.

Появление первых денег – товары с высокой
ликвидацией.

1

1

5.

Свойства драгоценных металлов.

1

1

6.

Появление первых монет.

1

1

2

7.

Первые монеты разных государств.

1

1

2

8.

Викторина «Что такое деньги и откуда они взялись?»

1

1

Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (6 ч)
1.

Устройство монеты.

1

1

2

2.

Изобретение бумажных денег.

1

1

2

3.

Защита монет и бумажных денег от подделок.

1

1

2

Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (10 ч)
1.

Древнерусские товарные деньги.

1

1

2.

Клады. «Меховые деньги».

1

1

3.

Происхождение слов «деньги», «рубль». «копейка».

1

1

2

4.

Первые русские монеты.

1

1

2

5.

Пословицы и поговорки про деньги.

1

1

2

6.

Дизайн купюры сказочной страны.

1

1

2

Раздел 4. Современные деньги России и других стран (7 ч)
1.

Современные деньги мира. Доллары и евро – самые
известные иностранные деньги.

1

1

2.

Современные деньги России.

1

1

3.

Появление безналичных денег.

1

4.

Банк. Функции банкоматов.

1

1

5.

Наличные, безналичные и электронные деньги.

1

1

6.

Итоговое занятие «По ступенькам финансовой
грамотности».

Итого:

21

1

2

1

1

12

33

2 класс
№ п/п

Тема

Теория Практика

Всего
часов

Раздел 1. Откуда в семье деньги? (12 ч)
1.

Откуда в семье деньги. Клады, лотереи, наследство.

1

2

3

2.

Заработная плата. Мини-исследование «Основные
доходы семьи».

1

1

2

3.

Пенсии, пособия, стипендии.

1

1

2

4.

Аренда и проценты в банке, кредиты.

1

1

2

5.

Инсценировка сказки «Заработанный рубль».

1

2

3

Раздел 2. На что тратятся деньги (6 ч)
1.

На что тратятся деньги. Расходы на самое
необходимое.

1

1

2

2.

Откладывание денег и непредвиденные расходы.
Игра «Магазин».

1

1

2

3.

Цена вредных привычек в семейном бюджете.

1

1

2

Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (7 ч)
1.

Расходы и доходы. Расходы на самое необходимое.

1

1

2

2.

Что такое экономия? Кого называют банкротом?

1

2

3

3.

Как умно управлять своими деньгами. Игра
«Распредели семейный бюджет».

1

1

2

Раздел 4. Как делать сбережения? (9 ч)
1.

Что такое сбережения?

1

1

2

2.

Куда и как откладываются деньги?

1

1

2

3.

Как делать сбережения? «Путешествие в страну
Капиталия».

1

1

2

4.

Итоговый проект «Семейный бюджет моей семьи».

1

2

3

15

19

34

Итого:
3 класс
№ п/п

Тема

Теория Практика

Всего
часов

Раздел 1. Откуда в семье деньги? ( 16ч)
1.

Откуда деньги в семье?

2.

Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

3.

Основной источник дохода современного человека.

1

4.

Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.

1

1

2

5.

Помощь государства пожилым людям, инвалидам,
студентам, семьям с детьми и безработным.

1

1

2

6.

Пенсия. Стипендия. Пособие.

1

1

2

7.

Денежный займ.

1

1

8.

Имущество. Аренда.

1

1

9.

Проценты по вкладам. Кредиты.

1

1

2

10.

Мошенничество.

1

1

2

1
1

1
1

2
1

Раздел 2. На что тратятся деньги ( 6ч)
1.

Обмен денег на товары и услуги.

1

1

2.

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

1

1

3.

Обязательные и необязательные расходы.

1

1

4.

Сбережения.

5.

Долги. Вредные привычки. Хобби.

2
1

2
1

Раздел 3. Как можно управлять своими деньгами ( 5ч)
1.

Бюджет – план доходов и расходов.

2.

Учет доходов и расходов.

1

1

3.

Сравниваем доходы и расходы.

1

1

4.

Способы экономии.

1

1

1

1

5.

Игра по станциям «Как можно управлять своими
деньгами».

1

1

Раздел 4. Как делать сбережения ( 7ч)
1.

Превышение доходов над расходами. Сбережения.

2.

Копилки.

3.

Банковский вклад. Недвижимость.

4.

Ценные бумаги.

1

1

5.

Акции. Дивиденды.

1

1

6.

Проект «Как умно управлять своими деньгами и как
делать сбережения».

1

1

2

19

15

34

1

1
1

1

Итого:

1
1

4 класс
№ п/п

Тема

Теория Практика

Всего
часов

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? ( 11ч)
1.

История появления денег. Товарные деньги.

2.

История монет.

3.

Мини-исследование «Монеты Древней Руси».

4.

Бумажные деньги.

1

1

5.

Безналичные деньги.

1

1

6.

Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?

7.

Исследование «Деньги современности».

1

8.

Валюты. Валютный курс.

1

9.

Интерактивная викторина «Деньги».

1

1

10.

Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

2
1

Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье? ( 5ч)
1.

Откуда в семье берутся деньги?

2.

Как заработать деньги?

3.

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

4.

Вот я вырасту и стану ...

1

1

1
1

1

1

2

1

1

Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать ( 7ч)
1.

На что семьи тратят деньги. Классификация
расходов.

1

1

2.

Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы.

1

1

3.

Обязательные расходы. Желательные расходы.

1

1

4.

Переменные расходы. Сезонные расходы.

1

1

5.

Воздействие рекламы на принятие решений о
покупке.

1

1

6.

Составление собственного плана расходов.

2

2

Раздел 4. Деньги счет любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал ( 11ч)
1.

Как правильно планировать семейный бюджет?

2.

Как тратить с умом?

3.

Мини-исследование «Примерный бюджет
школьника».

1

1

4.

Если доходы превышают расходы, образуются
сбережения.

1

1

5.

Если расходы превышают доходы, образуются
долги.

1

1

6.

Игра «Дерево решений».

7.

Товары и услуги.

8.

Странное слово «Монополисты». Игра
«Монополия».

2

2

9.

Творческий проект «Мое предприятие».

1

1

10.

Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

1

1

17

34

Итого:

1

1
1

1
1

16

1

1
1

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы,
интернет-ресурсов
Нормативные документы
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Основная литература
1. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные
материалы. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное
образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–4 кл.
общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия
«Учимся разумному финансовому поведению».)
3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Дополнительное
образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)

4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–4 кл.
общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия
«Учимся разумному финансовому поведению».)
5. Федин C.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы
общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 1. М.: ВИТА-ПРЕСС,
2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому
поведению».)
6. Федин C.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы
общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 2. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное
образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
Дополнительная литература
1. Бойко М. Азы экономики. М.: Книга по требованию, 2015. 470 с. [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://azy-economiki.ru
7. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская
экономическая
школа,
2010.
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http//www.azbukafinansov.ru
Интернет-источники
1. http://basic.economicus.ru – сайт «Основы экономики».
2. http://moneykids.ru – портал для родителей «Дети и деньги».
3. http://rasxodam.net – сайт об экономии денег в повседневной жизни
«Расходам.нет».
4. http://urok.1sept.ru – сайт «Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок».
5. http://www.7budget.ru – сайт интернет-журнала «Семейный
бюджет».
6. http://www.azbukafinansov.ru – портал «Азбука финансов».
7. http://www.mind-map.ru – сайт «Интеллект-карты. Тренинг
эффективного мышления».
8. http://www.muzey-factov.ru – сайт «Музей фактов».
9. http://zanimatika.narod.ru – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя,
родителя».
10. http://znanium.com – электронно-библиотечная система
Znanium.com.
11. https://ecschool.hse.ru – журнал «Экономика в школе»
с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением.
12. https://finagram.com – портал финансовой грамотности
«Финаграм».
13. https://fmc.hse.ru – cайт Федерального методического центра по финансовой
грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.
14. https://vashifinancy.ru – Проект Минфина России «ВашиФинансы.рф».
15. https://www.banki.ru – финансовый информационный портал «Банки.ру».
16. https://www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
17. https://хочумогузнаю.рф – сайт о правах потребителей финансовых услуг
«ХочуМогуЗнаю».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».