ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа. По своему статусу «Край, в котором я живу» является
пропедевтическим по отношению к учебным предметам регионального компонента
(краеведческой направленности), основана по примерной программе «Край, в котором я
живу» http://ipk.karelia.ru. Рабочая программа элективного курса «Край, в котором я
живу» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования,
на основании Примерной основной образовательной программы начального общего
образования и с учётом авторской программы «Карелия. Край, в котором я живу» авторы
Кутков Н.П., Шитикова Л.И., 2,3,4 классы, г.Петрозаводск, «Фонд творческой
инициативы», 2018 года. Специфика элективного курса программы «Край, в котором я
живу» носит интегрированный характер, выраженный в соединении знаний о природе,
истории, культуре родного края и дающий возможность через организацию
познавательной и исследовательской деятельности младших школьников получить
целостное представление об исторических, географических, культурологических,
экономических особенностях Карелии и их взаимосвязи. Программа разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цель: развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся
уважительно и бережно к богатству природы Карелии, её жителям, традициям, обычаям,
истории и культуре края.
Задачи:
- воспитывать чувства патриотизма и любви к родному краю, выражающееся в
проявлении интереса к природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в
его делах и событиях;
- воздействовать на формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей,
вероисповеданий, способствовать формированию чувств гордости и ответственности за
сохранение и приумножение исторического и культурного наследия края;
- способствовать формированию экологической культуры, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и
социальной среде;
- развивать умения наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать объекты
окружающего мира, выделять особенности объектов родного края, создать условия для
практической ориентации обучающихся в окружающем их микромире.
Общая характеристика
В основе построения программы элективного курса «Край, в котором я живу» лежит
принцип, который даёт возможность интегрировать содержание основных разделов
программы с учебными предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение»,
«Музыка», «Изобразительное искусство», «Труд (технология)» и обеспечивает усвоение
наиболее актуальных для младших школьников знаний о жителях, природе,
истории, культуре Карелии и формирования их нравственных качеств. Актуализация
знаний обучающихся, обращение их к пережитому опыту, формирование внимательного
отношения к ближайшему окружению соответствует важнейшему принципу обучения и
воспитания - принципу природосообразности.
Для успешной реализации основных целей программы следует значительную часть
учебного времени использовать для учебных прогулок, посещения краеведческих и
художественных музеев, исследовательской и проектной деятельности. Необходимо
разнообразить формы проведения учебных занятий: очные и заочные путешествия по
краю, экскурсии на природу, по местам трудовой и боевой славы Карелии, на выставки
народного творчества, уроки-исследования, встречи с интересными людьми. Такие формы
работы позволят обеспечить накопление чувственного, эмоционального опыта ребёнка.
Общение с природой, знакомство с позитивным социальным опытом при активизации
эмоционально-чувственной сферы является базой для активизации знаний о природе,
обществе и культуре родного края, воспитания патриотических чувств, способствует
становлению и развитию гражданской позиции младших школьников. Практикоориентированная направленность учебного предмета предполагает активизацию
познавательной деятельности через организацию исследовательской и проектной
деятельности обучающихся. Особое внимание следует уделить знакомству с различными
способами исследования (наблюдение, изучение литературных исторических источников,
использование Интернет-ресурсов).
Место в учебном плане
Рабочая программа элективного курса «Край, в котором я живу» изучается с 1-3
классы, на изучение которого отводится 1 час в неделю, 34 часа в год в каждом классе, в 1
классе-33 часа.
По своему статусу программа элективного курса «Край, в котором я живу»
является пропедевтическим по отношению к учебным предметам регионального
содержания, изучаемым в основной школе. Содержание для начальной школы
конструируется с учетом возрастных, познавательных возможностей и интересов
обучающихся. Содержание программы «Край, в котором я живу» (начальное общее
образование) структурируется на основе концентрического принципа, что позволяет,
заложив в начальном образовании основы, в дальнейшем сформировать завершенную
систему представлений о родном крае на каждом этапе обучения, обеспечить
преемственность в изучении курсов.
В программе указано распределение часов по разделам. Количество учебных часов,
отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий, определяется в
соответствии с содержанием программы с учётом условий развивающей образовательной
среды образовательного учреждения.
Ценностные ориентиры содержания программы элективного курса «Край, в
котором я живу»:
нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным
людям, к историческому и культурному наследию своего народа;
активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные
изменения в окружающем его мире. Труд и творчество как отличительные черты
духовно и нравственно развитой личности;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества;
ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа
духовно-нравственной консолидации российского общества.
Планируемые результаты изучения
В ходе реализации программы предполагается ориентация на достижение личностных и
метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения программы «Край, в котором я живу» отражают:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его
историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов,
населяющих Карелию;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской
деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения программы «Край, в котором я живу» являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания
родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными,
познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-,
фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,
этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий.
Предметные результаты освоения программы «Край, в котором я живу» отражают:
раздел «Природа Карелии»:
- формирование представлений об особенностях природы Карелии (полезных
ископаемых, водоемов, природных сообществ), ее экологических проблемах,
особенностях хозяйственной деятельности человека в Карелии;
- формирование уважительного отношения к природе родного края, ее богатствам;
- развитие навыков распознавания природных объектов, важнейших полезных
ископаемых края и основных сельскохозяйственных растений и животных Карелии;
раздел «Общество»:
- овладение первоначальными представлениями об истории своего родного города,
населенного пункта, Карелии и понимание роли (изученных) событий в истории
России, в мировой истории;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, традициям своей
семьи, своего родного края, её современной жизни;
- воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, памятники
культуры, основные достопримечательности родного края;
- формирование умений характеризовать особенности родного края (столицы,
своего района, населенного пункта), его достопримечательностей, отличать
государственную символику Карелии, находить на карте Республику Карелия, основные
города Карелии (родной город, столицу);
- овладение навыками поиска дополнительной информации о Карелии и
умения описывать (изученные) события из ее истории и современной жизни.
раздел «Культура Карелии»:
- овладение первоначальными представлениями о фольклоре малых жанров Карелии,
народных музыкальных традициях родного края, о народном музыкальном инструменте
– кантеле, о произведениях известных детских карельских писателей и поэтов,
художников, о основных центрах культуры республики: музеях, театрах, библиотеках ;
- формирование уважительного отношения к культуре Карелии, ее традициям,
памятникам архитектуры и произведениям искусства.
Содержание программы
1 класс (33 часа в год)
Введение.
Раздел I. Природа Карелии (12 часов)
Особенности природы карельского края. Карелия – край воды, камня и лесов.
Виды водоемов в ближайшем окружении: озера, реки.
Многообразие растений и животных в окрестностях населенного пункта.
Распознавание деревьев, кустарников и трав в ближайшем окружении.
Времена года в Карелии, погодные особенности своей местности
Экскурсии: наблюдение сезонных изменений в природе в лесу, в парке.
Творческие работы: рисунки, поделки, сочинения «Мои наблюдения за растением,
животным», « Мои наблюдения за явлениями природы», др
Раздел II. Край наш – Карелия (8 часов)
История семьи. Дом, улица, где ты живешь. Города и поселки Карелии. Петрозаводскстолица Карелии. Родной город (деревня, поселок), район республики: название и его
основные достопримечательности. Особенности труда людей своей местности, основные
занятия, профессии.
Быт населения. Названия коренных национальностей, проживающих в данной местности,
их обычаи, характерные особенности быта. Достопримечательности Карелии. Кижи.
Экскурсии к достопримечательностям родного города (села);
в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим
родного края (при наличии условий); на предприятия и в культурные учреждения.
Творческие работы: сочинения «Моя родословная», «Бабушкин сундучок»,
«Рассказы моей бабушки», «Где работают мои родители», «История моей улицы» и др.
Раздел III. Народные промыслы (4 часа)
Традиционные народные художественные промыслы. Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в Карелии
(ткачество, карельская вышивка, вязание, резьба и роспись по дереву, берестоплетение,
кузнечное дело) на материале местных краеведческих музеев школы, села, города.
Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев).
Народный музыкальный инструмент - кантеле.
Экскурсии в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления
с национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и
промысла.
Раздел IV. Устное народное творчество (4 часа)
Детский фольклор: скороговорки, дразнилки и поддевки, заклички, считалки.
Детские игры и забавы. Подвижные игры с припевками.
Сказки родного края. «Лапоток». Сказки о животных.
Раздел V. Писатели и поэты Карелии о природе и детях (3 часа)
Рассказы и стихи о детях, о природе.
Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек». В. М Данилов «Жила – была чайка». А. Е.
Сунгуров «Волшебная зеленая страна».
Итоговое повторение и обобщение – 2 час. (на проведение экскурсий, практических
занятий)
2
класс (34 часа в год)
Введение 1 час
Карелия - часть России. Государственная символика Карелии
Раздел I Природа Карелии (10 часов)
День и ночь по сезонам на широте Карелии. Наблюдение сезонных явлений в природе.
Значение и использование водоемов, лесов, болот Карелии человеком. Охрана лесов,
водоемов Карелии.
Особенности климата. Наблюдение за погодой своей местности
Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности. Влияние человека
на животный и растительный мир своей местности. Местные растения и животные из
Красной книги Карелии. Охрана растений и животных в своей местности.
Ориентирование в окрестностях школы, своего дома, населенного пункта. Описание
дороги в школу и домой.
Практические работы: изучение свойств воды своей местности, распознавание растений,
грибов и животных с помощью атласа-определителя, составление коллекций природных
объектов.
Творческие работы: рисунки ближайшего водоема, растений и животных леса, луга, др.
Экскурсии: знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия
растений и животных
Раздел II Былинный край, край рун певучих. (10 часов)
Древние былины из Заонежья
Былины Основные герои и сюжеты былинного эпоса Карелии. Чтение одного
былинного сюжета – «Исцеление Ильи Муромца» или «Святогор».
Первое знакомство с эпосом «Калевала», как памятником мировой культуры. Основное
содержание эпической поэмы «Калевала»
Русский, карельский, вепсский и финский фольклор (по выбору учителя)
Сказки народов Карелии.
Писатели и поэты Карелии – детям. Рассказы и стихи о детях, о природе, об истории,
написанные И. Востряковым, Л.Шапиро, Ю.Линником, В. Потиевским и др.
(по выбору учителя)
Раздел III Истории про нашу историю(10 часов)
Истории родного края. Как мы узнаем о прошлом родного края?
Петроглифы.
Оленестровский могильник.
Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт.
Петр Первый в Карелии. Марциальные воды. Александровский пушечный завод. Важные
и яркие события из истории родного края.
Практические работы: поиск и показ на карте территорий проживания племен, городов,
границы края, мест исторических событий;
изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других
материалов – посуды, орудий труда, одежды, вооружения, макетов памятников
Экскурсии в музеи, к местам исторических событий, памятникам истории и
культуры.
Итоговое повторение и обобщение – 3 час (на проведение экскурсий, практических
занятий по усмотрению учителя)
3 класс (34 часа в год)
Введение
Общество (9 часов)
Наша Республика на карте Родины.
День Республики Карелия. Традиционные и современные праздники Карелии.
Петрозаводск – столица Республики Карелия: герб города, расположение на карте.
Достопримечательности. Города – побратимы Петрозаводска. Города современной
Карелии: названия, расположение на карте, крупные предприятия, историко-культурные
достопримечательности
( по выбору учителя).
Из истории края: Крепость Корела. Петр Первый в Карелии. Карелия в 18 веке. Дружина
Олонецких стрелков. Г.Р.Державин – первый олонецкий губернатор. Знаменитые поморы.
Культура Карелии(12 часов)
Устное народное творчество: пословицы и поговорки, загадки: их значение и место в
народной жизни.
Детские писатели и поэты Карелии (по выбору ): И. Востряков, А. Валентик, В. Линькова,
Ю.Никонова, Е.Харламова, Л.Шапиро,Т. Шапиро и др.
Знакомство с творчеством известных карельских художников, работающих в жанрах
пейзажа, портрета, в области книжной графики, скульптуры:
В. Попов, В. Поленов, Т. Юфа, Н.Брюханов, Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов,
Л.Давидян, Л.Ланкинен(2-3 по выбору).
Учреждения образования и культуры: музеи, театры, библиотеки, выставочные залы.
Экскурсии в краеведческие музеи, театры, учреждения науки и культуры.
Природа Карелии (13 часов)
Своеобразные черты поверхности Карелии. Изменение поверхности края в результате
деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте
карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Охрана природы в
Карелии. Заповедные территории. Разнообразие видов растений и животных, внесенных в
Красную книгу Карелии. Правила безопасного поведения в лесу и возле водоема.
Практические работы: знакомство с картой Карелии; знакомство с многообразием
культурных растений и домашних животных Карелии.
Экскурсии: в природу, краеведческий музей
Творческие работы: Сбор коллекции полезных ископаемых, рисунки на тему «Сохраним
природу нашего края».
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8–9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27-28
29
30
31
32-33
Тематическое планирование
1 класс
Название раздела, темы
Раздел I. Природа Карелии
Особенности природы карельского края
Карелия – край воды
Камни всюду
Хвойные деревья карельского леса
Лиственные деревья
Кустарники карельского леса
Экскурсия: наблюдение и распознавание деревьев, кустарников в ближайшем
окружении
Животный мир Карелии
«Порхающая и поющая красота»
Времена года в Карелии
Повторительно-обобщающий урок
Раздел II. Край наш – Карелия
Край, в котором ты живешь.
История семьи
Дом, в котором живешь
Путешествие по своей улице
Города и поселки Карелии.
Петрозаводск – столица Карелии
Дивный остров – Кижи
Экскурсия к достопримечательностям родного города (села); в краеведческий
музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края
Раздел III Народные промыслы
Как рождались ремесла
Женские ремесла
Мужские ремесла
Кантеле напевы
Раздел IV Устное народное творчество
Детский фольклор
Детские игры и забавы
Сказки родного края
Раздел V Писатели и поэты Карелии
Детский писатель Владимир Данилов
«Тимппа, добрый человек»
А. Е. Сунгуров
Итоговое повторение и обобщение
Резерв на проведение экскурсий, практических занятий по усмотрению
учителя
2 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Мы все - россияне.
Из истории нашего края. 10часов
Карелия в семье народов России. Карелия - часть России. Государственная
символика Карелии
Надёжный друг и помощник всех россиян
История- наука о прошлом Истории родного края. Как мы узнаем о прошлом
родного края? Петроглифы.
Карелия тысячи лет тому назад.
Оленестровский могильник. Сейды Поморья.
Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт.
Защита земли родной.
Героическая оборона Карелы
Пётр1 в Карелии. Основание Петрозаводска
Пётр1 в Карелии. Марциальные воды. Алексеевский
Пётр1 в Карелии. Алексеевский пушечный завод.
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Былинный край, край рун певучих. 10 часов.
Русский, карельский, вепсский и финский фольклор
Карельские сказители –дар бесценный.
Былины, записанные в Карелии
«Калевала» памятник мировой культуры.
Герои Калевалы
Они в Карелии бывали. Державин.Г.Ф. Глинка Ф.М.
Они в Карелии бывали. Произведения русских
писателей, посещавших Карелию и писавших о ней: С.Я. Маршака, К.Г.
Паустовского, Пришвина.
Они в Карелии бывали.
Произведения русских писателей, посещавших
Карелию и писавших о ней: С.Я. Маршака, К.Г. Паустовского, Пришвина,
Писатели и поэты Карелии – детям
Рассказы и стихи о детях, о природе, об истории, написанные
И.Востряковым, С.Зааловой, Т.Шапиро, Ю.Линником, В.Потиевским и др.
(по выбору )
Встреча в библиотеке.
Природа Карелии.10 часов.
День и ночь по сезонам на широте Карелии
Погода и климат Карелии.
Карелия- зона рискованного земледелия.
Водоемы Карелии.
Значение и использование водоемов Карелии человеком. Охрана водоемов
Карелии
Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия
растений и животных
Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия
растений и животных
Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности.
Влияние человека на животный и растительный мир своей местности .
Местные растения и животные из Красной книги Карелии. Охрана растений
и животных в своей местности.
Экскурсия .
Вам, любознательные.
Вам, любознательные.
Вам, любознательные.
3 класс
№ п.п.
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел, тема
Общество — 9 часов
Введение. Мы — россияне. День Республики Карелия. Символика. Петрозаводск
— столица Карелии.
Карелия в семье народов России. Культурные отношения. Северный сосед
Карелии — Финляндия.
Туристические маршруты Карелии. Города современной Карелии.
История - наука о прошлом.
Карелия тысячи лет назад.
Жизнь наших предков в прошлом.
Защита земли родной
Петр I в Карелии (Осударева дорога). Освоение Петрозаводска. Марциальные
воды. Александровский пушечный завод.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Петр I в Карелии (Осударева дорога). Освоение Петрозаводска. Марциальные
воды. Александровский пушечный завод.
Природа Карелии - 13 часов
Наша республика на карте Родины. Карта Карелии.
Практическая работа №1: Знакомство с картой Карелии. Обозначение на к.к.
границ Карелии
Рельеф Карелии (холмы, возвышенности, бараньи лбы, дозовые гряды).
Полезные ископаемые нашего края, их свойства и значение. Охрана недр.
Практическая работа №2: Знакомство с полезными ископаемыми Карелии и
определение их свойств.
Водоемы республики (Онежское и ладожское озера), их значение. Белое море —
часть мирового океана.
Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов
нашей Республики.
Важнейшие виды почв республики. Охрана почв Карелии.
Особенности природы тайги. Разнообразие растений и животных различных
сообществ.
Практическая работа №3:Рассматривание гербарных экземпляров растений
различных сообществ.
Охрана природы Карелии. Заповедные территории. Экскурсия в заповедник (в
свободное от учебы время).
Разнообразие видов растений и животных занесенных в Красную книгу Карелии.
Правила безопасного поведения в лесу и возле водоемов.
Практическая работа№4: Знакомство с многообразием культурных растений и
домашних животных.
Культура Карелии – 12 часов
Устное народное творчество: пословицы и поговорки, небылица и перевертыши.
Собиратели былин в Карелии.
Былина «Алёша и Тугарин Змеевич»
Былина «Волх Всеславьевич». Поэтический язык былин.
Эпос «Калевалы». «Калевала» - памятник мировой народной культуры.
Элиас Леннрот — создатель «Калевалы». Основные события и герои эпоса
«Калевалы».
А.М.Линевский «Листы каменной книги». Краткий рассказ о писателе.
Жизнь и необычайные приключения мальчика Льока и его племени.
Защита творческого проекта по книге А.М. Линевского «Листы каменной
книги».
Знакомство с творчеством карельских художников: Т.Юфа, Л.Ланкинен
Своеобразие архитектуры Карелии.
Итоговый урок.
Итого- 34 часов
Планируемые результаты
учащиеся освоят:
- название родного края и его столицы, своего района и населенного пункта;
- слова и мелодию Гимна Карелии;
- особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые,
водоемы, природные сообщества;
- особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
- природные богатства края и их использование человеком;
- государственную символику Карелии;
- наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной
жизни Карелии;
- основные достопримечательности края, своего района;
- охраняемые природные территории края, Красную книгу Карелии;
- особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Карелию, памятники
архитектуры родного города, села;
- фамилии и имена выдающихся деятелей Карелии;
- экологическая ситуация в Карелии;
учащиеся должны уметь:
- определять местоположение Карелии на карте России, находить и показывать родной
город (населенный пункт), столицу Республики Карелия;
- распознавать природные объекты;
- устанавливать взаимосвязи между организмами природных сообществ;
- распознавать основные сельскохозяйственные растения и животных Карелии;
- отображать в творческих работах особенности родного края;
- описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города,
Петрозаводска и Карелии.
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки) и детских
писателей Карелии;
- узнавать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии
народных промыслов России.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о
Карелии;
-самостоятельного выбора и чтения книг детских писателей и поэтов Карелии;
- участия в детских творческих коллективах и самостоятельной творческой деятельности.
Учебно - методическое обеспечение
Работа по реализации данной программы обеспечивается УМК:
Шитикова, Л.И. Карелия. Край, в котором я живу: (книга для учащихся 2-го класса) –
Петрозаводск : Фонд творческой инициативы.
Кутьков, Н.П. Карелия. Край, в котором я живу: (книга для учащихся 3-го класса) –
Петрозаводск : Фонд творческой инициативы.
Кутьков Н.П., Парамонова О.М. Карелия. Край, в котором я живу: (учебник для 4-го
класса) – Петрозаводск : Фонд творческой инициативы.
Парамонова, О.М. Карелия. Край, в котором я живу: рабочая тетрадь, 2 класс/
Парамонова О.М, Сухвалова О.В./ – Петрозаводск : Фонд творческой инициативы.
Парамонова, О.М. Карелия. Край, в котором я живу: рабочая тетрадь, 3 класс/
Парамонова О.М, Сухвалова О.В./ – Петрозаводск : Фонд творческой инициативы.
Парамонова, О.М. Карелия. Край, в котором я живу: рабочая тетрадь, 4 класс/
Парамонова О.М, Сухвалова О.В./ – Петрозаводск : Фонд творческой инициативы
Список дополнительной литературы
1. Бабакова Т. А., Момотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии: Книга
для чтения. – Петрозаводск : Карелия, 1988.
2. Востряков, И. Д. Приключения неопытных туристов. – Петрозаводск : ООО
«Издательство «Острова», 2008.
3. Где цветок, там медок. Сост., статья С.М. Лойтер. – Петрозаводск : КГПИ, 1993.
4. Дивный остров Кижи: [науч.-попул. изд. для юношества]\ [сост.: Д.Н. Москин др.;
текст: В.А. Гущина, Б.А. Гущин; авт. проекта кн.: Д.Н. Москин, Ю.В. Шлейкин]. –
Петрозаводск : ПетроПресс, 2005.
5. Земля – наш дом: школьникам о геологии Карелии/ Гарри Лак.- Петрозаводск :
Версо, 2005.
6. Калевала. Карело-финский эпос. Пересказала для детей Любарская «Карелия». –
Петрозаводск.
7. Карельские пословицы, поговорки. Петрозаводск, 1969. (на карел. и рус. яз.)
8. Керт Г.М., Мамонтова Н.Н. Загадки карельской топонимики. Петрозаводск. – 1982.
9. Кутьков, Н.П.Путешествие Тимы по родной Карелии: наш озерный край. –
Петрозаводск : BAREA, 2011.
10. Красная книга Карелии: редкие и нуждающиеся в охране растения и животные. –
Петрозаводск, 1995.
11. Лак, Г.Ц. «Земля – наш дом»: школьникам о геологии Карелии Петрозаводск :
Версо, 2005.
12. Линевский, А.М. « Листы каменной книги» Петрозаводск
13. Лойтер, С.М. «На поле-поляне, на море-океане» Хрестоматия по русскому
фольклору Карелии - Петрозаводск: Verso, 2008г.;
14. «Книга юного лесовода», Андреев К.Г. - Петрозаводск, 2006 год, издательство
КНЦ РАН,
15. Пашков, А.М. Гербы и флаги Карелии. Петрозаводск, 1994
16. Песенный открою короб. Хрестоматия по карельскому фольклору для учащихся
школ республики Карелия. - Петрозаводск: Карелия, 1993.
17. Плешаков А.А., Кондратьева И.А. Природа Карелии: знай, люби, береги. Петрозаводск, 1992
18. Полякова, С.К. Рассказы о картинах: (из коллекции Музея изобразительных
искусств Республики Карелия). - Петрозаводск: Verso, 2013
19. Республика
Карелия.
Информационно-справочное
пособие
для
общеобразовательных
школ
и
учреждений
начального
и
среднего
профессионального образования. Под общей редакцией Е.Г. Немковича,
А.С.Кармазина.- Петрозаводск: Карелия, 1999.
20. Русский детский фольклор Карелии. - 1991.
21. Шитикова, Л.И. Край, в котором ты живешь: Рассказы по истории Карелии для
младших школьников. – Петрозаводск: Карелия, 2008.
22. Я вам утро подарю: антология русской детской литературы Карелии/ сост. С.М.
Лойтер, М.В. Тарасов. – Петрозаводск: Verso, 2009.
23. Яшкова, Т.Б. Традиционная народная кукла. Сборник программно-методических
материалов по
реализации регионального
(национально-регионального)
компонента на уроках технологии в образовательных учреждениях Республики
Карелия. Выпуск 10.- Петрозаводск:Verso, 2008.
Интернет-ресурсы
htth//ptz.karelia.ru/ - «Петрозаводск – столица Карелии»
htth//www.karelia.ru/~kgkm/ - Карельский государственный краеведческий музей
htth//artmuseum.karelia.ru./ - Музей изобразительных искусств РК
htth// kizhi.karelia.ru/ - Музей заповедник «Кижи»
htth// ubrk.karelia.ru – Детско – юношеская библиотека РК.
– юношеская библиотека РК